Буллингу нет! Дружбе да!

Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме — это не слабость, а мудрое решение.
Буллинг – это неоднократное умышленное нанесение вреда
одним человеком или группой другому человеку, который в
данной ситуации оказывается не способным себя защитить.
Цель: Информировать родителей о навыках раннего выявления у ребенка признаков «жертвы» или «агрессора». Научить как правильно вести себя родителям при обнаружении признаков буллинга у детей и алгоритмах действий и способах построения доверительных отношений с ребенком.
Агрессор буллинга (буллер) — лидер, инициатор издевательств в процессе травли.
Агрессор может проявлять агрессию к жертве с целью самоутвердиться или привлечь внимание окружающих.
Некоторые черты, которые характерны для агрессоров:
- асоциальность;
- импульсивность;
- конфликтность;
- отсутствие навыков по управлению эмоциями;
- агрессия.
Некоторые признаки, которые могут указывать на повышенную агрессию у ребёнка:
- Невозможность контролировать своё поведение, слова, чувства. Даже если ребёнок иногда старается управлять собой, эта попытка терпит неудачу.
- Частые скандалы и выяснение отношений со сверстниками, родителями, педагогами.
- Порча игрушек и вещей вызывает у ребёнка чувство удовлетворения.
- Отказ выполнять просьбы и указания, ребёнок знает правила, но не желает их придерживаться.
- Совершение поступков назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей.
- Неумение признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
- Долгое хранение обид, стремление отомстить.
- Чрезмерная завистливость.
Важно понимать, что в дошкольном и школьном возрасте детям свойственно не слушаться и капризничать. Если непослушание и злость выражаются по серьёзной причине (например, из-за несправедливого наказания), то такую детскую агрессию следует воспринимать как нормальную реакцию.
- Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода регулярно замечаются в поведении ребёнка хотя бы 4 признака из перечисленных.
- Жертва буллинга — человек, который подвергается систематическому агрессивному поведению, направленному на унижение, изоляцию и подавление. Буллинг может происходить в различных социальных контекстах, включая школу, университет, рабочие коллективы и даже онлайн-среду.
Некоторые характеристики, которые могут быть присущи жертве буллинга:
- низкая самооценка, тревожность, застенчивость;
- социальная изоляция, сложности в коммуникации;
- чрезмерная доверчивость или неспособность постоять за себя.
Некоторые признаки, которые могут указывать на то, что ребёнок — жертва буллинга:
- Изменение отношения к школе. Школьник придумывает причины остаться дома: жалуется на плохое самочувствие, усталость или головную боль. Возможны систематические прогулы.
- Замкнутость и изменения в поведении. Ребёнок избегает разговоров о школе, выглядит подавленным или раздражительным (особенно после уроков). Возможны вспышки агрессии или слёзы без видимой причины.
- Ухудшение успеваемости. Потеря интереса к учёбе, резкое снижение успеваемости по всем предметам.
- Проблемы со сном. Частые ночные кошмары, бессонница или страх засыпать в темноте могут указывать на эмоциональное напряжение и стресс.
- Физические признаки. Порванная одежда, сломанные вещи, синяки, происхождение которых школьник не может объяснить.
- Изменение аппетита. Ребёнок отказывается есть или, наоборот, проявляет повышенный интерес к еде, «заедает» стресс.
- Потеря друзей и одиночество. Ребёнок никогда не упоминает никого из класса, не приглашает одноклассников на день рождения, не хочет звать их к себе домой.
- Изменения в самооценке. Ребёнок говорит о себе негативно: «Я никому не нужен», «Я неудачник», «Все меня ненавидят». Так он пытается выразить свои внутренние переживания.
- Признаки аутоагрессии. Нанесение себе физических повреждений (порезы, ожоги), пренебрежение собственным здоровьем, рискованное поведение.
Если родители заметили какие-либо необычные изменения в поведении ребёнка, не стоит игнорировать их. Важно создать доверительную атмосферу, чтобы ребёнок не боялся рассказывать о своей проблеме. Нужно дать понять, что родители на его стороне и готовы помогать.
Наблюдатели в ситуации буллинга — равнодушные и пассивные участники процесса, которые не препятствуют травле, соблюдая нейтралитет.
Наблюдатели не принимают активного участия в травле, но так или иначе относятся к ситуации. Их отношение может быть поддерживающим, равнодушным или сочувствующим:
- Поддерживающие одобряют нападающих, подбадривают их.
- Равнодушные просто смотрят или стремятся избегать ситуации травли, не занимая ничью сторону.
- Сочувствующие ощущают потребность заступиться за жертву, но боятся потерять расположение или впасть в немилость агрессора.
Часто такую роль могут играть не только дети, но и взрослые: педагоги, сотрудники школы.
Наблюдатели эмоционально вовлечены в происходящее и могут испытывать яркие внутренние переживания. Кто-то чувствует страх, что такое может произойти и с ним, и злорадство. У кого-то возникает чувство беспомощности из-за неспособности спасти жертву. Кто-то испытывает желание убежать, а кто-то, наоборот, присоединиться к травле.
Чтобы выстроить доверительные отношения с ребёнком и помочь ему в ситуации буллинга, родителям можно следовать таким рекомендациям:
- Не поддаваться панике. Успокоиться и настроиться на разговор с ребёнком, не проявлять раздражения или страха.
- Внимательно выслушать ребёнка, не отвлекаясь на посторонние дела. Не торопиться с выводами, постараться узнать детали.
- Проявить сочувствие к ребёнку, принять его болезненные чувства. Дать понять ребёнку, что родители его поддерживают и готовы помогать.
- Не обвинять ребёнка. Наоборот, донести до него, что объектом издевательств может оказаться любой человек.
- Объяснить ребёнку механизм буллинга. Постараться убедить его в том, что за агрессией часто скрывается неуверенность в себе, желание утвердиться в своей силе за счёт других.
- Вместе спланировать, что делать. Обсудить, в каких местах часто происходят нападки и как этих мест избежать.
- Уделять ребёнку внимание. Помогать найти коллектив, где ему комфортно, и завести друзей.
-
Поддерживать самооценку ребёнка. Хвалить его за реальные достижения, подчёркивать сильные стороны, учить справляться с неудачами.
Если, несмотря на все прилагаемые усилия, ситуация не выправляется, имеет смысл обратиться к психологу.
Развитие эмпатии
- Разговаривать о чувствах. Спрашивать ребёнка, что он чувствует, помогать называть эмоции словами. Например: «Ты выглядишь грустным. Хочешь рассказать, что случилось?».
- Поощрять заботу о других. Создавать ситуации, где ребёнок может проявить заботу: помочь другу, поддержать брата или сестру. Хвалить не только за успехи, но и за проявление доброты и понимания.
- Принимать все эмоции. Позволять ребёнку переживать все эмоции без стыда и осуждения. И радость, и злость, и грусть — нормальные состояния, и каждый имеет право их испытывать.
- Читать книги о чувствах. выбирать сказки и истории, где герои сталкиваются с эмоциональными ситуациями. После прочтения обсуждать с ребёнком: что чувствовал герой, почему он так поступил, как ему можно было помочь.
- Вовлекать ребёнка в заботу о других. Например, попросить малыша помочь бабушке принести вещи или позаботиться о младшем брате или сестре.
Развитие уверенности
- Создать позитивную среду. Поощрять ребёнка к признанию своих сильных и слабых сторон и принятию различных вызовов.
- Позволять ребёнку учиться быть самостоятельным. Не стоит спешить на помощь при каждой трудности или неудаче — дать ребёнку возможность подумать, поискать альтернативные пути решения.
- Дать ребёнку возможность попробовать что-то новое и добиться успеха. Это может произойти через хобби, спорт, игры или другие занятия.
- Отмечать успехи. Например, вести «Дневник успехов», записывать в него достижения, вплоть до самых мелких: решил все задачи в домашней работе, первым сделал упражнение на уроке.
- Признать право на ошибки. Позволить ребёнку учиться и ошибаться, не стремясь добиться идеального результата.
- Помочь ребёнку сформировать собственное мнение. Спрашивать, что он думает по тому или иному вопросу, мотивировать его высказываться, проводить беседы и обсуждать разные темы.
Рекомендуемая литература для чтения и просмотр фильмов с детьми для профилактики буллинга:
(3-10 лет) - «Гадкий утенок» Г.Х Андерсен, «Пленник замка Брик-а-Брак» Тамары Крюковой.
(10-14 лет) - повесть «Чучело» В.А Железникова, «Чудо»Р.ДЖ. Паласио, «Мандариновая пора» Дарьи Доцук.
(14 лет +) – «Рестарт» Гордона Кормана, «Ниже бездны, выше облаков» Елены Шолоховой.
Как говорить с ребенком о прочитанном и увиденном:
- Задавайте открытые вопросы: «Как ты думаешь, что чувствовал герой?», «А что бы сделал ты на месте наблюдателя?»
- Обсуждайте мотивы и последствия: Почему, по мнению ребенка обидчик так поступал?
- Ищите параллели с жизнью:
Не напрямую, а в целом: «Сталкивался ли ты с подобными ситуациями?» «Есть ли в твоем окружении ребята, которые нуждаются в поддержке?»
- Формируйте стратегии:
Обсудите, куда можно обратиться за помощью (родители, психолог, телефон, доверия)
Телефоны доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей (КРУГЛОСУТОЧНО)
8-800-2000-122 – единый федеральный телефон доверия
8-800-2000-985 – единый региональный телефон доверия