СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы вместе»
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
2.1 Актуальность программы
2.2 Цель
2.3 Задачи
3. Содержание программы
3.1 Основные принципы программы
3.2 Механизмы реализации программы
3.3 Ожидаемые результаты программы
3.4 Критерии оценки эффективности
4. Календарный план реализации программы
5. Ресурсное обеспечение программы
6. Список литературы
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
" Мы вместе"
Наименование раздела |
Содержание пункта раздела |
1 |
2 |
Наименование программы |
Программа реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, склонных к совершению правонарушений, и родителей, их воспитывающих «Мы вместе» |
Заказчик программы |
Министерство социального развития Новосибирской области |
Руководитель программы |
Захаров Валерий Николаевич, директор МБУ «КЦСОН Болотнинского района Новосибирской области» |
Исполнители программы |
Емельянова О.А.; Гончарова О.А.; Хомченко С.А.; Манаева Л.П. |
Цель программы |
Комплексное решение проблем профилактики преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, коррекционно- профилактическое воздействия на несовершеннолетних целевой группы, включающее диагностику агрессивности и конфликтности, коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, формирование альтернативных способов поведения несовершеннолетних |
Целевая группа |
Несовершеннолетние, проявляющие насилие по отношению к другим детям; - несовершеннолетние склонные к совершении правонарушений; - родители, их воспитывающие. |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1 Актуальность программы
Анализ ситуации в Болотнинском районе за период 2018 - 2019 года показал, что количество преступлений, совершенных детьми практически не снижается. Так, за 2019 год выявлено и поставлено на профилактический учет 52 несовершеннолетних, совершено 31 преступление 38. На начало 2020 года на учете в органах внутренних дел состояло 47 несовершеннолетних.
Одним из факторов, влияющих на степень защищенности и безопасности несовершеннолетних, их противоправного поведения и уровня подростковой преступности является безнадзорность данной категории лиц. Несовершеннолетние, оставшиеся без контроля со стороны взрослых лиц, попадают в среду сверстников и взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, совершающих преступления. Анализируя ситуацию, можно выделить несколько проблем в работе с данной категорией несовершеннолетних:
• безнадзорность и незанятость несовершеннолетних;
• семейное неблагополучие: большинство несовершеннолетних, совершивших правонарушения – из неблагополучных семей, которые состоят на учете в органах и учреждениях профилактики безнадзорности;
• низкий уровень социализации и реабилитации несовершеннолетних данной категории из-за недостаточности мер, принимаемых по повышению правовой культуры, включению в социокультурную и здоровье сберегающую деятельность. Для этого необходимо внедрение и развитие новых форм и методов в работе с несовершеннолетними.
2.2 Цель: Комплексное решение проблем профилактики преступности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, коррекционно- профилактическое воздействия на несовершеннолетних целевой группы, включающее диагностику агрессивности и конфликтности, коррекцию поведенческих и эмоциональных нарушений, формирование альтернативных способов поведения несовершеннолетних.
2.3 Задачи:
Основными задачами являются:
· Диагностика агрессивности и конфликтности несовершеннолетних.
· Внедрение физкультурно-оздоровительных технологий, направленных на коррекцию агрессивности несовершеннолетних.
· Внедрение технологий диагностики и коррекции детско- родительских отношений, для родителей подростков с нарушениями поведения.
· Снижение уровня преступности, безнадзорности среди несовершеннолетних.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Основные принципы работы:
- Взаимоуважение – восприятие подростка как личности, уважение к его взглядам, чувствам.
- Целостное видение проблемы и комплексный подход к ее решению – последовательное решение связанных между собой проблем, возникающих на разных уровнях.
- Профессиональная направленность сотрудников на взаимодействие, как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.
3.2 Механизмы реализации программы
· разработка нормативных документов, подбор целевой группы, разработка рабочей программы.
· проведение углубленного диагностического изучение и анализ проблем несовершеннолетнего, семьи и его ближайшего окружения.
· проведение мероприятий в соответствии с планом.
· проведение итоговой диагностики изменений несовершеннолетнего, изменений в семье.
· подготовка рекомендаций для родителей по дальнейшей реабилитации несовершеннолетнего.
3.3 Ожидаемые результаты программы
- разработка и внедрение в деятельность комплексного центра социального обслуживания населения программы реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, склонных к совершению правонарушений, и родителей, их воспитывающих;
- разработка и внедрение физкультурно – оздоровительных технологий, направленных на коррекцию агрессивности несовершеннолетних;
- внедрение технологий диагностики и коррекции детско- родительских отношений, для родителей подростков с нарушениями поведения, технологий реабилитационного досуга несовершеннолетних;
- повышение уровня родительских компетенций родителей несовершеннолетних, проявляющих насилие по отношению к другим детям;
- оказание услуг не менее 100 семей.
3.4 Критерии оценки эффективности:
- количество детей и их родителей, охваченных программой;
- степень удовлетворенности детей и родителей (книга жалоб и предложений, анкетирование родителей).
Обратная связь об эффективности реализации программы осуществляется через анкетирование участников программы.
4. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполн ения |
Ожидаемый результат |
||
1.Организационный этап |
|||||
1.1. |
Уточнение базы данных детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления). |
Январь 2020 г |
Сформирована база данных целевой группы |
||
1.2. |
Разработка программы реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, склонных к совершению правонарушений, и родителей, их воспитывающих «Мы вместе», набор несовершеннолетних |
Январь 2020 г |
Разработана программа реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, склонных к совершению правонарушений, и родителей, их воспитывающих «Мы вместе» |
||
1.3 |
Освещение в СМИ о начале работы программы реабилитации и коррекции поведения детей, проявляющих насилие по отношению к другим детям, склонных к совершению правонарушений, и родителей, их воспитывающих «Мы вместе», Информирование граждан. |
Январь 2020 г. |
Обеспечение уровня информированности населения о возможности получения помощи в рамках программы, привлечение внимания общества к проблеме детской безнадзорности и правонарушений н\л (через размещение публикаций: газета «Неделька», на сайтах администрации, КЦСОН) |
||
2. Практический этап. |
|||||
2.1 |
Индивидуальное и групповое консультирование психолога, организация занятий в психосенсорной комнате |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Проведение групповых занятий для родителей и несовершеннолетних с целью оказания психологической помощи несовершеннолетним и их семьям: улучшение эмоционального состояния.
|
||
2.2 |
Проведение социально – значимых мероприятий, способствующих формированию и сохранению семейных ценностей, преодоление зависимостей в рамках программы «Путь к себе». |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
- укрепление психического здоровья детей и подростков; - проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся; - заложение базиса для формирования ответственного отношения к своему здоровью и жизни. |
||
2.3 |
Консультирование семей по вопросам профилактики или преодоления вредных привычек, гармонизации внутрисемейных, детско – родительских отношений. |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Повышение правой компетентности родителей, формирование чувства ответственности за жизнь и безопасность своих детей. |
||
2.4 |
Организация и проведение мероприятий с семьями и детьми. |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Формирование здорового жизненного стиля и высокоактивных поведенческих стратегий и личностных ресурсов подростков.
|
||
2.5 |
Содействие в организации взаимоподдержки по вопросам решения проблем детей, родителей, а также привлечение их к участию в круглых столах для повышения их адаптивного потенциала. |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Повышение правой компетентности родителей, формирование чувства ответственности за жизнь и безопасность своих детей. |
||
2.6 |
Индивидуальные и групповые занятия с детьми и подростками по программе «Мир глазами ребенка» (в соответствии с возрастом). |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Повышение правой компетентности подростков и уровня психологического просвещения.
|
||
2.7 |
Проведение групповых тренингов и сюжетно – ролевых игр по саморазвитию и преодолению агрессивного поведения у несовершеннолетних |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Проведение тренингов с целью создания реабилитационной среды для социально-психологической реабилитации, внедрения инновационных методик разрешения конфликтов, становления устойчивых позитивных навыков управления гневом и злостью. |
||
2.8 |
Проведение реабилитационных мероприятий спортивной направленности: -организация занятий в тренажерном зале:
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий, с целью пропаганды спорта и здорового образа жизни; - организация и проведение культурно – массовых оздоровительных мероприятий совместно дети-родители |
Январь 2020 - декабрь 2020 г |
Формирование навыков ведения ЗОЖ, коммуникации, интеграция подростков в общество - организация занятий в тренажерном зале
Внедрение технологий реабилитационного досуга несовершеннолетних и технологий семейного досуга |
||
3.Заключительный этап |
|||||
3.1 |
Подведение итогов реализации программы, итоговая диагностика. |
Декабрь 2020 года |
Итоговая диагностика уровня агрессии. Разработка рекомендаций родителям (законным представителям) детей целевой группы |
||
3.2 |
Отчет о ходе реализации программы |
Декабрь 2020 года |
Согласно соглашения |
||
3.3 |
Освещение в СМИ итогов работы программы «Мы вместе» |
Декабрь 2020 года |
Информирование граждан об итогах работы программы «Мы вместе» |
||
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется в рамках реализации целевых программ, имеющаяся материально-техническая база учреждения, помещения, оборудованные для проведения индивидуальных, групповых занятий, консультаций.
В процессе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для участников ВУЗов [Текст] / Г. С Абрамова - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, - 80с.
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2002. - 208 с.
3. Богданов, Е. Н. Психология личности в конфликте / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. — СПб. : Питер, 2004. — 224 с.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2000. — 464 с.
4. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского -М., 1994
5. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
6. Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994
7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997
8. Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.
9. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993
10. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
11. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991
12. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
13. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя.7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.
14. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995
15. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
16. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. №
17. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
18. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.
19. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
20. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
21. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
22. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
23. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
24. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998
25. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5.М., 2000.
26. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999
27.Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
28.Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.